МБОУ "Верхнесеребрянская средняя общеобразовательная школа"
с. Верхняя Серебрянка Ровеньского района Белгородской области
  • Функциональная грамотность

    Что такое "функциональная грамотность"?

    Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: "Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений".

    Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA - исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: "Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?".

    В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

    Каждое задание PISA - это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

    Составляющие функциональной грамотности

    1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

    3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    2023-2024 учебный год

    Региональный уровень:

    • Нормативные документы регионального уровня:

    https://www.beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual-cabinet/funkczionalnaya-gramotnost

    Муниципальный уровень:

    Приказ от 21.09.2023 г. №971 "Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений Ровеньского района в 2023-2024 учебном году"

    Школьный уровень:

    Приказ от № "Об утверждении плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в 2023/2024 учебном году"

    2022-2023 учебный год

    Региональный уровень:

    • Нормативные документы регионального уровня:

    https://www.beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual-cabinet/funkczionalnaya-gramotnost

    Муниципальный уровень:

    Письмо от 16.09.2022 г. №1011 "Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений Ровеньского района в 2022-2023 учебном году"

    Школьный уровень:

    Приказ №318-ОД "Об утверждении плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ "Верхнесеребрянская средняя общеобразовательная школа" в 2022-2023 учебном году"

    План мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ "Верхнесеребрянская средняя общеобразовательная школа" в 2022-2023 учебном году

    Электронный банк заданий

    • Электронный банк заданий по формированию и оценке функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy
    • Электронный банк заданий по формированию и оценке функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru
    • Руководство пользователя на портале "Российская электронная школа": https://resh.edu.ru
    • Открытый банк заданий по формированию и оценке естественно-научной грамотности: https://fipi.ru

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie